Автор - Кивистикова Лина Васильевна, руковдитель проекта
Начальным звеном цикла модели является управленческий компонент учреждения дополнительного образования. Основные задачи данного звена: определение проблемного поля, объекта, целей, задач мониторинга, критериев и показателей качества управления образовательным процессом учреждения, программа проведения мониторинга, отбор методик диагностики для сбора информации, переработка и анализ управленческой информации, принятие управленческих решений.
Блок 1. Мониторинг результативности управления учреждением дополнительного образования представляет собой этап входной информационной диагностики качества управления. На данном этапе выявляется уровень критериев продуктивности и адаптивности управления учреждением дополнительного образования.
Блок 2. Мониторинг эффективности организационной структуры управленческого компонента предполагает сбор информации об эффективности осуществления управленческих функций (оценка рациональности организационной структуры управленческого компонента, качества выполнения функций управления, управленческой компетенции руководителя).
Блок 3. Мониторинг ресурсов развития управленческого компонента предполагает оценку существующих условий управления с позиций выявления ресурсов развития организационной структуры системы управления учреждением дополнительного образования.
При разработке показателей качества управления учреждением дополнительного образования мы опирались на собственный управленческий опыт и руководствовались принципом отсутствия универсальности показателей оценки эффективности управления учреждением дополнительного образования. Структура показателей должна отражать условия, в которых функционирует образовательное учреждение.
Одним из инструментов проведения мониторинга явилось повторное анкетирование педагогического коллектива. Разработанная нами анкета включает 6 блоков:
- Продуктивность управления учреждением дополнительного образования.
- Адаптивность управленческого компонента.
- Системность и функциональность управления.
- Устойчивость и динамичность управленческого компонента.
- Ориентация управления на развитие учреждения дополнительного образования.
- Оптимальность условий выполнения управленческих функций.
Анкетирование педагогов проводилось дважды: в начале и в конце исследования. В анкетировании участвовали 52 педагога дополнительного образования.
Сравнительный анализ результатов анкетирования а начале исследования и по его окончании представлен в таблице, которая демонстрирует положительную динамику оценки качества управления учреждением дополнительного образования.
Таблица 3. Сравнительный анализ оценки педагогами качества управленческого компонента учреждения дополнительного образования
№ |
Критерий |
Сентябрь 2015 (балл) |
Май 2018 (балл) |
1. |
Продуктивность управления учреждением дополнительного образования |
14 |
19 |
2. |
Адаптивность управленческого компонента |
5 |
9 |
3. |
Системность и функциональность управления |
9 |
18 |
4. |
Устойчивость и динамичность управленческого компонента |
10 |
17 |
5. |
Ориентация управления на развитие учреждения дополнительного образования. |
11 |
14 |
6. |
Оптимальность выполнения управленческих функций. |
12 |
15 |
Сравнительный анализ оценки педагогами качества управленческого компонента учреждения дополнительного образования свидетельствует об эффективности влияния реализации педагогического проекта на интенсификацию процесса управления учреждением дополнительного образования. Представленные в таблице данные подтверждают, что количество баллов по всем критериям увеличилось. Наибольшее увеличение количества баллов наблюдается по 3-му критерию (системность и функциональность управления) и по 4-му критерию (устойчивость и динамичность управленческого компонента).
Таким образом, разработанный нами мониторинг является не только инструментом анализа, но и механизмом качественного осуществления управленческих функций планирования и прогнозирования, так как позволяет выработать комплекс мер для дальнейшего совершенствования управления учреждением в процессе организации проектной деятельности.