ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Повышение уровня экологической грамотности обучающихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования»
Сроки реализации: 2015/2016 – 2017/2018 учебный год
Проект составила:
Кивистикова Лина Васильевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Тема
Повышение уровня экологической грамотности обучающихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования.
Обоснование актуальности
Государственное учреждение дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодёжи г.Жодино» (далее – Центр) реализует программы объединений по интересам по нескольким профилям: художественному, декоративно-прикладному, социально-педагогическому, эколого-биологическому, туристско-краеведческому, техническому, техническо-спортивному, общественно-гуманитарному, культурно-досуговому, физкультурно-спортивному. В Центре работают два филиала – «ТехноАрт» и «Турист». Независимо от выбранного учащимся профиля обучения, первоочередная задача – помочь семье и школе воспитать всесторонне развитую личность, готовую к жизни в социуме. Экологический вектор воспитания в свете современной жизни является одним из приоритетных.
Возможности проявления детьми инициатив, реализации ими экологических проектов в рамках существующего учебного процесса ограничены. Поэтому необходимо базовый уровень экологического образования дополнить различными формами внеурочной и внешкольной экологической деятельности [18 – с.7].
Актуальность внедрения эффективных форм и методов обучения, способствующих повышению экологической грамотности обучающихся, в процессе реализации программ дополнительного образования детей и молодёжи обуславливается тревожной экологической ситуацией. Согласно данным национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь, в стране каждый год накапливается до 45 млн. тонн отходов, большинство из которых не может быть переработано. В воздух выбрасывается около 3 млн. тонн вредных веществ, 10% промышленных и бытовых отходов сбрасывается в водоемы неочищенными. Это приводит к увеличению количества заболеваний, а также повышению уровня смертности жителей Беларуси [10; 16]. Граждане республики живут и работают в напряженной обстановке, созданной перечисленными выше проблемами, а также Чернобыльской катастрофой. Смертельной угрозе подвергается генофонд белорусской нации. Охрана природы, рациональное использование сырьевых и материально-технических ресурсов — большая и ответственная задача, важнейшее условие выживания и прогресса человечества, в том числе и белорусского народа.
Центр регулярно проводит экологические мероприятия и акции, в которых принимают участие обучающиеся, педагоги учреждения, учащиеся учреждений общего среднего образования и жители города. К сожалению, предпринимаемых мер недостаточно для контроля и мониторинга экологической обстановки, для формирования у учащихся платформы знаний, умений и навыков, которые помогут создать устойчивую модель экологически грамотного поведения.
Теоретическое обоснование
«Цель экологического образования и просвещения – создание условий для приобретения всеми гражданами знаний в области экологии, формирование экологического мировоззрения в обществе, включающего культурные и этические принципы и нормы поведения, обеспечивающего устойчивое развитие страны» [9 – с.189].
Основными принципами экологического образования являются:
- принцип единства интеллектуального, эмоционального и деятельностного компонентов;
- принцип непрерывности;
- принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения;
- принцип междисциплинарности;
- принцип всеобщности и доступности;
- принцип социокультурной детерминации развития личности.
Обязательным принципом методологии экологического образования должен стать принцип его непрерывности. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование детей, юношества и взрослого населения [19 – с.32].
Конечной целью непрерывного экологического образования является повышение уровня экологической грамотности населения [1 – с.4].
Экологическая грамотность – это основа экологической культуры личности, формирующаяся в процессе экологического образования [7 – с.5].
Компонентами экологической грамотности выступают мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-практический. К показателям экологической грамотности старшеклассников относятся интерес и потребность в экологических знаниях и умениях, понимание природы как важнейшей ценности; осознанность и прочность экологических знаний; опыт участия в природоохранной деятельности. Уровнями экологической грамотности являются оптимальный, допустимый и критический [7].
Факторами, влияющими на формирование экологической грамотности старшеклассников, являются внешние (глобальная, национальная и региональная экологические ситуации, социально-экономические условия жизнедеятельности людей, уровень экологической культуры общества) и внутренние (уровень экологических знаний старшеклассников, отношение их к экологическому образованию в общем и к естественнонаучному в частности, интерес и потребности старшеклассников в экологической деятельности) [7].
Одним из важнейших организационно-педагогических условий, способствующих формированию экологической грамотности, является использование интерактивных образовательных технологий [7].
Педагогическая технология – совокупность способов педагогического взаимодействия, гарантирующих решение педагогических задач [6 – с.60].
Перспективным в экологическом образовании школьников является индивидуально-творческий подход, при котором происходит творческая реализация ученика на индивидуально-личностном уровне [12 – с.3].
Педагогические подходы, направленные на достижение цели экологического познания:
- интегрирующий (холистический). Учёт различий в стилях познания.
- фасилитационный. Поддержка, поощрение, стимулирование. (от англ. facilitate – «создание благоприятных условий»). Фасилитация – облегчение для человека той или иной работы путем умелого её направления.
- деятельностный подход. Проблемное обучение.
- индивидуальный и дифференцированный подходы. Интерактивное обучение.
- личносто-ориетированный подход. Обучение через сотрудничество, метод приоритета нравственных ценностей [18, 19].
Методы экологического образования должны быть активными, интерактивными, предполагающими возможность проявления субъективной активности подростка в совместной деятельности. Метод проектов является методом практического целенаправленного действия [18].
Эффективной формой экологического образования и воспитания является исследовательская деятельность, в основе которой лежит вовлечение детских объединений в конкретную природоохранную работу с использованием методик и подходов краеведенья, сельскохозяйственной экологии, биологии, валеологии [18].
Комплексными формами воспитания детей являются экологические операции: экологические «атаки», экологические трудовые рейды, десанты; экологические акции [18] .
Содержание эколого-педагогической деятельности должно быть:
- мотивированным, т.е. отобранным и сконструированным с учетом мотивов, потребностей и интересов учащихся;
- актуальным, т.е. выстроенным в соответствии с насущными потребностями и интересами личности;
- целенаправленным, т.е. соотнесенным и приведенным в соответствие с поставленными целями;
- посильным, т.е. дифференцированным применительно к реальным познавательным возможностям аудитории [18 – с.8].
Реализация проекта предусматривает использование в работе с обучающимися интерактивных педагогических технологий, целенаправленных педагогических подходов, эффективных форм и методов экологического образования.
Эколого-ботанические, эколого-зоологические, эколого-краеведческие, комплексные (экосистемные) экскурсии позволяют приобщиться к красоте природы, увидеть экологические связи, понять взаимообусловленность природных процессов, развить интерес к окружающей среде, выявить проблемы, определить действия по охране объектов природы [8].
По территории, прилегающей к филиалу «Турист» проходит Малая экологическая тропа, которая отличается разнообразием видового состава животного и растительного мира, а также является рекреационной зоной.
Экологическая тропа – специально оборудованный в образовательных (просветительских) целях маршрут, на котором созданы условия для изучения природного окружения, выполнения различных наблюдений, учётов животных [19 – с.52].
В рамках проекта планируется оборудование Малой экологической тропы информационными знаками, а также разработка инновационных форм проведения экскурсии: заочная виртуальная экскурсия может проводиться при плохих погодных условиях и позволит ознакомиться с особенностями тропы в различные времена года, интерактивная театрализованная экскурсия привлекает игровой формой проведения и активно включает экскурсантов в процесс изучения природных объектов.
Уход и наблюдение за животными помогают обучающимся приобрести практические навыки взаимодействия с природой. Благодаря объединению «Юный зоолог» (руководитель – Гриневич И.И.) в филиале «Турист» создан Уголок живой природы, в рамках проекта планируется его эстетическое оформление и проведение на его базе экологических исследований.
Путешествия по своему краю, посещение заповедников, особо интересных уголков природы всегда притягательно для подростков [19 – с.53]. Краеведческие и экологические экспедиции позволят обучающимся вести научно-исследовательскую работу в природных условиях, что поспособствует активному включению в процесс познания.
Экологические лагеря – это интенсивная форма экологического образования школьников в максимально активном соприкосновении с природой, работа и отдых в естественных условиях. В программе экологического лагеря должны совмещаться образовательный и рекреационный процессы [19 – с.53]. На базе филиала «Турист» с 2012 года в период летних каникул работает профильный экологический лагерь «Рамонак» с круглосуточным пребыванием детей. Проект предусматривает практическую работу в лагере с обучающимися, занимающимися в объединениях по интересам эколого-биологического, туристско-спортивного и краеведческого профилей.
Заниматься экологическим образованием – не значит лишь информировать детей о тех или иных взаимосвязях и закономерностях. Важно формировать у них иной, особый способ мышления, названный В.И.Вернадским «планетарным мышлением» [6 – с.5].
Правильные действия по отношению к окружающей среде способствуют улучшению экологических показателей и помогают экономить природные ресурсы. Однако современные дети и подростки не всегда понимают значение и влияние экологической ситуации на качество жизни. В условиях возрастающей зависимости от социальных сетей у учащихся ослаблены или отсутствуют эмоциональные побуждения к сохранению естественной среды обитания. Таким образом, воспитание подрастающего поколения требует привлечения новых форм и методов обучения, развивающих такие качества как любовь и сострадание к природе и всему живому, осознанность в рациональности экономии ресурсов, необходимости улучшения экологической ситуации в городе, стране и мире.
Реализация проекта позволит создать необходимые условия, обеспечивающие внедрение новых форм и методов повышения экологической грамотности в многопрофильном учреждении дополнительного образования.
Основная идея
Любовь к природе и экологически грамотное поведение необходимо прививать человеку, начиная с раннего возраста. Дополнительное образование призвано помочь детскому саду, школе и семье воспитать гармонично развитую личность, в том числе обладающую базовым набором знаний об окружающем мире. В многопрофильном учреждении дополнительного образования детей и молодёжи имеется множество возможностей для внедрения новых форм и методов обучения экологической грамотности, обеспечивающихся различными направлениями работы с учащимися.
Цель и задачи
Цель – достижение обучающимися оптимального уровня экологической грамотности посредством использования в работе объединений по интересам и при организации воспитательных мероприятий интерактивных педагогических технологий, целенаправленных педагогических подходов, эффективных форм и методов экологического образования.
Задачи:
- Прививать обучающимся любовь к природе родного края;
- Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природным ресурсам;
- Способствовать активному процессу познания обучающихся в области природоведенья и экологии;
- Формировать экологическую культуру обучающихся;
- Организовывать работу по привлечению обучающихся к экологическим исследованиям и проектам;
- Осуществлять практические мероприятия для улучшения экологической обстановки в городе Жодино;
- Привлекать внимание обучающихся и жителей города Жодино к экологическим проблемам посредством вовлечения их в экологические мероприятия и конкурсы;
- Повышать теоретический и научно-методический уровень подготовки педагогических работников дополнительно образования;
- Создавать теоритическую и практическую базу для распространения педагогического опыта по эколого-биологическому направлению в других учреждениях образования.
Показатели эффективности и критерии оценки
Критерии эффективности |
Показатели эффективности |
Шкала измерений Диагностический инструмент Методики |
|
Результативность проекта |
1.Повышение уровня экологической грамотности учащихся многопрофильных учреждений дополнительного образования
|
1.Сравнительная диаграмма, отражающая уровень экологической грамотности по результатам анкетирования
|
|
Эффективность форм и методов работы с учащимися |
1.Привлечение учащихся Центра к экологическим исследованиям и проектам
|
1.% от общего кол-ва педагогических работников и учащихся по отношению к вовлеченным в проект
|
|
2.Вовлечение в процесс реализации проекта максимально возможного количества участников
|
1.Количественный анализ участников мероприятий проекта |
|
|
3.Заинтересованность учащихся мероприятиями проекта |
1.Шкала интереса учащихся к мероприятиям проекта в виде сравнительного графика |
|
|
Эффективность экологических мероприятий, акций, экологических экскурсий, экспедиций
|
1.Улучшение экологической обстановки в городе Жодино посредством проведения мероприятий проекта |
1.Количественный и качественный анализ реализованных мероприятий 2.% улучшения показателей уровня загрязненности воды и воздуха в городе 3.Количество зеленых насаждений, появившихся в результате деятельности учащихся 4.Количественный и качественный анализ публикаций и репортажей в местных СМИ, освещающих мероприятия проекта |
|
Повышение теоретического и научно-методического уровня подготовки педагогических работников дополнительно образования |
1.Повышение уровня знаний, умений и навыков педагогических работников Центра по экологии и природоведению
|
1.Сравнительный график в баллах от 1 до 100 по результатам анкетирования
|
|
2.Создание теоретической и практической базы для распространения педагогического опыта по эколого-биологическому направлению в других учреждениях образования
|
1.Количественный и качественный анализ проведенных семинаров, тренингов, мастер-классов для педагогов учреждений образования 2.Количественный и качественный анализ методических разработок педагогических работников Центра, созданных в рамках проекта |
|
|
Сохранение здоровья участников проекта |
Динамика заболеваемости учащихся и педагогов Центра |
1.Анализ заболеваемости педагогических работников Центра 2.Анкетирование учащихся |
|
Участники педагогического проекта и критерии их отбора
Руководящие работники, отвечающие за реализацию проекта:
- Дроб Валентина Сергеевна – директор Центра творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи. Имеет I квалификационную категорию педагога дополнительного образования, педагогический стаж - более 25 лет.
- Одинец Михаил Константинович - заведующий филиалом «Турист», курирует эколого-биологическое и туристско-краеведческое направление. Имеет I квалификационную категорию педагога дополнительного образования, педагогический стаж – более 10 лет.
Творческая группа проекта:
- Кивистикова Лина Васильевна – заместитель директора по УВР, разработчик проекта, руководитель экологической театральной студии «Простор», имеет журналистскую практику и методический опыт организации и проведения экологических мероприятий и акций (акция «Чудесный мир», выставка «Чудеса из мусорной корзинки», экодесант «Чистые берега» и др.). II квалификационная категория педагога дополнительного образования, педагогический стаж – более 5 лет.
- Апанович Дина Владимировна – методист, курирующий эколого-биологическое направление, руководитель экологического клуба «Стрекоза». Имеет высшее ветеринарное образование, II квалификационную категорию педагога дополнительного образования, педагогический стаж – более 7 лет.
- Латышева-Автушко Виктория Николаевна – методист филиала «Турист». Имеет высшее педагогическое образование по специальности «География. Биология». Курирует сайт учреждения.
- Казак Тамара Александровна – методист Центра I категории, руководитель Жодинского городского Парламента школьного самоуправления.
- Гриневич Инна Иосифовна – педагог дополнительного образования высшей категории, педагогический стаж более 20 лет, руководитель объединения по интересам «Юный зоолог», активно сотрудничает с общественной организацией «Ахова птушак бацькаýшчыны». Под её руководством проводятся регулярные мониторинги птиц и наблюдения за животными Уголка живой природы филиала «Турист».
- Рутковская Галина Ивановна – педагог дополнительного образования высшей категории, педагогический стаж более 25 лет. Руководитель объединений по интересам «Экознайка» и «Экотуристенок», автор Комплексной программы внешкольной работы по экологическому образованию и воспитанию [11] и методических разработок экологических мероприятий и акций (экологическая акция «Спасём лесную красавицу», городской экологический праздник «Осенний марафон», пресс-конференция за круглым столом для детей среднего и старшего школьного возраста «Харчаванне ý атамным стагоддзi» и др.). Имеет опыт организации и проведения семинаров-практикумов по ландшафтному озеленению.
Объединения по интересам, реализующие практическую часть проекта:
- Объединения по интересам «Экознайка», «Экотуристенок», «Юный зоолог» - ведут практические исследования и наблюдения в рамках проекта.
- Экологические клубы «Стрекоза», «Школа красоты и здоровья», экостудии «Крынiчка», «Белорусская соломка» и объединения по интересам художественного и декоративно-прикладного профиля - готовят наглядный материал для проведения экологических мероприятий и акций, участвуют в конкурсах в рамках проекта.
- Объединение по интересам «Журналист-натуралист» - освещает ход и деятельность мероприятий в рамках проекта в СМИ и на сайте учреждения, выпускает мини-газету «Зелёный свет».
- Жодинский городской Парламент школьного самоуправления – проводит консультации и круглые столы с депутатами местных советов и представителями местных органов власти.
- Все объединения по интересам Центра творчества, туризма и экскурсий детей и молодёжи г.Жодино, независимо от профиля, принимают активное участие в экологических мероприятиях и акциях.
Количественные характеристики состава группы, которая будет работать в рамках проекта
Активной реализацией проекта будут заниматься 8 педагогических работников и 450 учащихся Центра, вовлечены в проектную деятельность - все педагогические работники и учащиеся Центра, а также учащиеся других учреждений образования и жители города Жодино (около 5000 человек). Состав творческой группы проекта может изменяться и увеличиваться.
Материально-техническое обеспечение проекта
Центр располагает учебными кабинетами, актовыми залами, и дворовой территорией с зелеными насаждениями и клумбами. В филиале «Турист» работает Уголок живой природы, имеется подборка методических и учебных материалов по природе и экологии и оборудование, необходимое для изучения природных объектов (полевые определители, бинокли, сачки, подзорная труба, увеличительные линзы и др.), технические средства обучения (компьютеры, принтеры, в том числе цветной, мультимедийный проектор). Центр располагает туристским снаряжением, необходимым для организации экологических экспедиций (палатки, спальники и т.д.).
Внебюджетная деятельность учреждения позволяет выделить часть средств на приобретение призов участникам и победителям экологических конкурсов, мероприятий и акций, поощрение педагогов, активно принимающих участие в реализации проекта.
Для воплощения всех запланированных мероприятий в рамках проекта Центр нуждается в приобретении цифровой видеокамеры, цифрового фотоаппарата, реактивов и оборудования для проведения экологических исследований, учреждению требуется дополнительное финансирование на организацию и проведение экологических мероприятий и акций. С целью привлечения дополнительных материально-технических средств необходимо наладить сотрудничество со спонсорами и общественными организациями («Ахова птушак бацькаýшчыны», «ЮНЕСКО» и др.).
Финансово-экономическое обоснование педагогического проекта
Повышение экологической грамотности учащихся и жителей города в целом будет способствовать укреплению здоровья горожан, экономии энергетических ресурсов, формированию бережного отношения к природе, что, несомненно, повлияет на улучшение экономических показателей. Конечно, финансовый эффект едва будет сразу заметен, но в долгосрочной перспективе экологически грамотное поведение населения должно благоприятно сказаться на экономической ситуации в стране.
Ожидаемые результаты проекта
- Внедрение инновационных и интерактивных педагогических технологий в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей и молодёжи обучения по эколого-биологическому профилю.
- Достижение оптимального уровня экологической грамотности обучающихся.
- Повышение интереса к экологической ситуации жителей города Жодино.
- Улучшение экологической обстановки в городе Жодино.
Нормативно-правовая база
- Закон Республики Беларусь от 19 сентября 1996 г. «Об охране и использовании животного мира» / Ведамасцi Вярхоýнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1996. №31 – 571 с.
- Закон Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. «Об охране атмосферного воздуха» / Ведомости национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 14 – 260 с.
- Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь/1998/ №19 – 212 с.
- Закон Республики Беларусь от 23 мая 2000г. «Об особо охраняемых природных территориях» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №52
- Закон Республики Беларусь «Об образовании» в ред. Закона Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 219-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 118, 2/1316
- Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=Hk1100243#load_text_none_1_. – Дата доступа: 28.01.2015
- Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (утверждена постановлением Министерства образования от 01 сентября 2011 г. № 251 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 127, 8/24371
- Экологическое законодательство / Экологический информационный центр «Эко-инфо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecoinfo.bas-net.by/ecolaw/. – Дата доступа: 12.01.2015
Использованные источники
- Ахмедова, М.Г. Экологическое образование и воспитание как педагогическая основа развития и систематизации естественнонаучных знаний учащихся [Текст] : дис. канд. пед. наук / М.Г. Ахмедова. – Москва, 2003. – 149 с.
- Воронцов, А.И. Охрана природы : учебники и учебные пособия для техникумов / А.И. Воронцов, Е.А. Щетинский, И.Д. Никодимов. – Москва : Агропромиздат, 1989. – 303 с.
- Гершман, М.В. Экологическая копилка : метод. разработки уроков по энергосбережению, занятий в объединениях по интересам эколого-биологического профиля / под общ. ред. М. В. Гершман. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 116 с.
- Запрудский, Н. И. Энергосбережение в образовательном процессе школы : метод. пособие для учителей / Н. И. Запрудский, К. А. Петров ; под общ. ред. М. В. Гершман. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 44 с.
- Калиновская, Л.П. Инновации в экологическом образовании. Опыт. Проблемы. Поиск. / М.В. Гершман // Эковестник. – 2013. — №1, август. – 175 с.
- Кашлев, С.С. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся : пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Минск, РЭЦДиЮ, 2001. – 136 с.
- Кузьмина, С.А. Формирование экологической грамотности старшеклассников в процессе изучения естественнонаучных дисциплин [Текст] : дис. канд. пед. наук / С.А. Кузьмина. – Киров, 2010. – 199 с.
- Лузан, С.П. Экологический маршрут как универсальная форма воспитательной работы в условиях мегаполиса: метод. разработка / С. П. Лузан, Е. Н. Павловская. — Минск: ГУО «Центр творчества детей и молодёжи «Ранак» Московского района г. Минска», 2011. – 45 с.
- Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь // Я.М. Александрович и др. — Минск : Юнипак, 2002. — 200 с.
- Об оценке воздействия на окружающую среду / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpriroda.gov.by/ru/new_url_102158159-ru/. – Дата доступа: 25.01.2015
- Педагогам / Школьная программа использования ресурсов и энергии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spare-belarus.by/page.php?63. – Дата доступа: 01.02.2015
- Постникова, Л. Н. Метод проектов как средство формирования экологической культуры старшеклассников : методические рекомендации / Л.Н. Постникова. Москва : ОНТИ ПНЦ РАН, - 16 с.
- Проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь» / Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/sm_full.aspx?guid=2978023. – Дата доступа: 10.02.2015
- Педагогические проекты / ГУ «Минский областной учебно-методический центр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://umk.by/index.php/ru/component/content/article/597. – Дата доступа: 03.01.2015
- Проектная деятельность / ГУО «Минский областной институт развития образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moiro.by/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=109&Itemid=59&lang=ru. – Дата доступа: 01.02.2015
- Проблема сохранения биологического разнообразия / Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mlh.by/ru/protection/Bio.html. – Дата доступа: 05.02.2015
- Рутковская, Г.И. Комплексная программа внешкольной работы по экологическому образованию и воспитанию: комплексная программа /Г.И. Рутковская. – Жодино: ГУ «Станция детского и юношеского туризма и краеведения», 2001. – 25 с.
- Самерсова, Н.В. Педагогические условия формирования экологической культуры личности / Н.В.Самерсова. – Минск : Мэджик бук, 2007 – 64 с.
- Самерсова, Н.В. Экологическая инициатива / Н.В.Самерсова, Н.Н.Кошель, С.А.Петрова. – Минск : Беларусь, 2005 – 129 с.
ПРОГРАММА
реализации педагогического проекта
«Внедрение эффективных форм и методов повышения экологической грамотности учащихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования»
Сроки реализации: 2015/2016 – 2017/2018 учебный год
I этап – подготовительно-организационный Задача: подготовка к реализации педагогического проекта |
|||||
№ п/п |
Мероприятие |
Форма |
Результат |
||
1. |
Формирование проектной творческой группы
|
Анкетирование Семинар-тренинг |
Состав творческой группы. Распределение обязанностей в группе |
||
2. |
Организация работы объединений по интересам эколого-биологического профиля |
Презентация объединений по интересам в учреждениях образования г.Жодино |
Состав учащихся объединений по интересам эколого-биологического профиля. Распределение направлений проектной деятельности по объединениям |
||
3. |
Разработка педагогического проекта (ПП) |
Обучающий семинар практикум (с участием консультанта педагогического проекта) |
ПП |
||
4. |
Создание мини-групп учащихся, отвечающих за ведение экологических проектов |
Круглые столы и тренинги в объединениях по интересам |
Состав мини-групп учащихся, распределение функций между группами |
||
5. |
Обучение педагогов способам педагогической диагностики |
Мастер-класс, консультирование |
Алгоритмы реализации методов наблюдения, опроса (беседа, интервью, анкетирование) и оценивания в образовательном процессе |
||
6. |
Обучение педагогов способам обработки результатов педагогической диагностики |
Мастер-класс, консультирование |
Алгоритмы обработки результатов наблюдения, анкетирования, оценивания |
||
7. |
Изучение данных по экологической ситуации в городе |
Мониторинг, анкетирование, наблюдение |
Диаграммы, графики, сводные таблицы |
||
8. |
Определение отношения детей и родителей к осуществляемому нововведению. Убеждение в необходимости нововведения |
Анкетирование Родительское собрание |
Характеристика отношения детей и родителей к предполагаемым изменениям параметров образовательного процесса |
||
9. |
Налаживание сотрудничества с общественными организациями, занимающимися охраной окружающей среды |
Консультирование |
Членство в клубах «Ахова птушак бацькаýшчыны», «Юнеско», работа ШПИРЭ/ SPARE школы |
||
10. |
Оформление результатов педагогической диагностики |
Семинар-практикум |
Таблицы, диаграммы, графики Выводы об эффективности педагогического проекта |
||
11. |
Подготовка презентационных материалов для вовлечения в проект большего количества участников (стенды, буклеты, объявления, мультимедийные презентации, публикации и репортажи в СМИ, рубрика сайта учреждения и др.) |
Консультирование |
Увеличение количества участников, задействованных в реализации проекта |
||
Форма представления результата реализации педагогического проекта на I этапе – отчет, приложения к отчету в виде таблиц, диаграмм, графиков |
|||||
II этап – практический Задача: реализация педагогического проекта |
|||||
№ п/п |
Мероприятие |
Средства |
Результат |
||
1. |
Выбор педагогами – участниками творческой группы тем индивидуальных разработок в рамках реализации педагогического проекта |
Семинар-практикум |
Темы индивидуальных разработок |
||
2. |
Диагностика затруднений педагогов – участников творческой группы |
Круглый стол, анкетный опрос, изучение педагогической документации |
Информация о затруднениях и потребностях педагогов |
||
3. |
Проведение педагогического совета |
Семинар, консультирование |
Разработка плана дальнейшей реализации педагогического проекта |
||
4. |
Представление первичного опыта реализации педагогического проекта |
Круглый стол, мероприятие |
Обогащение знаний педагогов о специфике организации образовательного процесса в контексте реализации педагогического проекта |
||
5. |
Проведение в объединениях по интересам эколого-биологического профиля наблюдений и исследований |
Консультирование, анализ |
Оформление исследовательских работ |
||
6. |
Организация и проведение экологических акций и творческих конкурсов, направленных на решение задач проекта |
Мероприятия |
Методические разработки |
||
7. |
Разработка и проведение экологических викторин |
Занятия в объединениях по интересам |
Мониторинг уровня экологических знаний учащихся |
||
8. |
Проведение для учащихся Центра и жителей города театрализованных экологических экскурсий |
Сопровождение экскурсий |
Внедрение инновационных форм работы с учащимися и местным населением |
||
9. |
Летняя практика активных участников проекта |
Работа круглосуточных оздоровительных лагерей на базе филиала «Турист» |
Мини-атласы растительного и животного мира, дневники экологических экспедиций |
||
10. |
Сбор и публикация информационных и агитационных материалов |
Консультирование, информирование |
Публикации и репортажи в местных СМИ, выпуск мини-газеты, наполнение экологической рубрики сайта учреждения |
||
Форма представления результата реализации педагогического проекта на II этапе |
|||||
Отчет, приложения к отчету в виде таблиц, диаграмм, графиков |
|||||
|
|||||
III этап – презентационный Задача: анализ результатов реализации педагогического проекта, подготовка к защите педагогического проекта |
|||||
№ п/п |
Мероприятие |
Форма |
Результат |
||
1. |
Формулирование выводов в соответствии с целями и задачами педагогического проекта, положительных и отрицательных результаты и границы нововведения |
Учебно-деловая игра |
Итоговый отчет |
||
2. |
Подготовка таблиц и другие наглядных средств, составление плана публичной защиты |
Семинар-практикум |
Презентация проекта, приложения к отчету |
||
3. |
Презентация педагогического опыта и результатов педагогической деятельности |
Выставки, презентации, мастер-классы |
Распространение педагогического опыта |
||
4. |
Оформление результатов реализации педагогического проекта |
Семинар-практикум |
Проект оформления методических разработок, сборника мультимедийных презентаций, видеороликов |
||
5. |
Описание опыта реализации педагогического проекта |
Учебно-деловая игра |
Примерный текст |
||
Форма представления итогового результата реализации педагогического проекта на III этапе |
|||||
Итоговый отчет с приложениями, м/м презентация, статья, методическая продукция |
|||||
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
реализации педагогического проекта
«Внедрение эффективных форм и методов повышения экологической грамотности учащихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования»
на 2015/2016 учебный год
Подготовительно-организационный этап Задача: подготовка к реализации педагогического проекта |
||||
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Ответственный |
Форма предоставления отчета |
1. |
Создание научно-теоретической, методической базы по теме инновационного проекта. |
август 2015г. |
научный консультант, участники ПП |
выставка-презентация |
2. |
Августовский педсовет: «Новые формы и методы повышения экологической грамотности учащихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования» (план реализации педагогического проекта) |
август, 2015г. |
Кивистикова Л.В. . |
протокол педсовета, доклад, план реализации педагогического проекта |
3. |
Утверждение состава участников педагогического проекта на 2015/2016 учебный год |
до 1 сентября 2015г. |
Дроб В.С.
|
приказ отдела образования, спорта и туризма Жодинского горисполкома, приказ ГУДО «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодёжи г.Жодино» |
4. |
Составление плана работы творческой группы по теме проекта. |
до 5 сентября 2015г. |
творческая группа ПП |
планы работы |
5. |
Составление и утверждение Программы объединения по интересам «Журналист-натуралист» |
до 1 сентября 2015г. |
Кивистикова Л.В. |
программа объединения по интересам «Журналист-натуралист» |
6. |
Проведение инструктивно-методических совещаний с педагогами-участниками ПП: 1. План реализации ПП на 2015/2016 учебный год. 2.Нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность |
сентябрь, 2015г. |
Кивистикова Л.В.
|
лист регистрации, план
|
7. |
Формирование групп объединений по интересам эколого-биологического профиля |
до 10 сентября 2015г. |
педагоги дополнительного образования |
приказ о зачислении учащихся |
8. |
Регистрация и работа SPARE школы |
до 1 октября 2015г. |
творческая группа ПП |
план работы SPARE школы |
9. |
Организация работы движения «Крылатый дозор» при сотрудничестве с общественной организацией «Ахова птушак бацькаýшчыны» |
до 1 октября 2015г. |
Гриневич И.И. |
план работы движения «Крылатый дозор» |
10. |
Организация работы движения «Друзья Юнеско» |
до 1 октября 2015г. |
Апанович Д.В. |
план работы движения «Друзья ЮНЕСКО» |
11. |
Анализ уровня экологических знаний и заинтересованности участников проекта |
до 01 октября 2015г. |
методисты, педагоги дополнительного образования |
результаты анкетирования |
12. |
Организация работы мини-групп учащихся, отвечающих за ведение проектов |
до 01 октября 2015г. |
педагоги дополнительного образования |
мини-проекты |
13. |
Анализ промежуточных результатов реализации инновационного проекта |
март, 2016г. |
Кивистикова Л.В. |
графики, схемы, диаграммы, выводы |
14. |
Промежуточный отчет о ходе ПП на подготовительно-организационном этапе. Панорама педагогического опыта |
апрель, 2016г. |
участники ПП |
отчет, панорама опыта (выставка – презентация) |
15. |
Разработка сценария театрализованной экскурсии по МЭТ |
до 01 января 2016г. |
методисты, педагоги дополнительного образования |
сценарий театрализованной экскурсии |
16. |
Составление плана работы детского оздоровительного лагеря экологического профиля «Рамонак» |
до 1 мая 2016г. |
Апанович Д.В. |
план работы |
17. |
Составление маршрутов экологических экспедиций для передвижного палаточного лагеря «Турист» |
до 1 мая 2016г. |
Латышева-Автушко В.Н. |
маршруты экспедиций |
18. |
Разработка виртуальной экскурсии по Малой экологической тропе |
до 31 мая 2016г. |
Латышева-Автушко В.Н. |
мультимедийная презентация, видеоролик |
19. |
Разработка проекта экологической лаборатории |
в течение года |
Гриневич И.И., Рутковская Г.И. |
проект экологической лаборатории |
20. |
Организация работы «Фитобара» на базе Центра |
в течение года |
Рутковская Г.И. |
проект работы «Фитобара» |
21. |
Участие в семинарах и конференциях по темам, перекликающимся с задачами проекта |
в течение года |
участники ПП |
материалы конференций и семинаров, публикации |
22. |
Организация и проведение экологических акций, творческих конкурсов, викторин, выставок, презентаций, мастер-классов, отвечающих цели проекта |
в течение года |
участники ПП |
методические разработки |
23. |
Сотрудничество с городскими и общественными организациями |
в течение года |
Казак Т.А. |
совместные проекты |
24. |
Отражения хода деятельности проекта в СМИ и на сайте учреждения |
в течение года |
Кивистикова Л.В., методисты |
подборка материалов |
25. |
Организация консультаций для педагогических работников «Вопрос-ответ» (по запросам) |
по мере необходимости |
Кивистикова Л.В. |
план проведения консультаций, журнал учёта проведения консультаций |
26. |
Реализация контрольно - управленческой функции администрации Центра |
в течение года |
Дроб В.С. . |
педагогические дневники инновационной деятельности |